Каждый произведенный автомобиль проходит сертификацию, подтверждающую безопасность его конструкции. Однако термин «тюнинг автомобиля» нигде не зафиксирован.
Фото: packline-roofbox.com
Каждый автомобиль имеет техническую документацию, в которой указано, какие детали можно в нем заменить и какие дополнительные компоненты можно использовать. Если в документы не планируется вносить изменения, автомобиль обязательно должен быть сертифицирован.
Добавление или удаление деталей может быть разрешено только техническим специалистам аккредитованной испытательной лаборатории. Аккредитацию центра можно проверить в Едином реестре органов по оценке соответствия ЕС. Однако есть изменения, которые не поддержит ни одна лаборатория.
После выдачи заключения организация вносит информацию о планируемом изменении в электронный реестр. Затем ГИБДД должна выдать положительное заключение, после чего автомобиль может быть переоборудован. После внесения изменений владелец автомобиля должен вернуться в лабораторию, где получит заключение экспертизы безопасности, пройдет технический осмотр и получит диагностическую карту. Только после этого Государственная инспекция безопасности дорожного движения проверяет автомобиль и выдает свидетельство о внесенной модификации или отказывает в выдаче документа с указанием причины. Об этом в эфире программы «Безопасная дорога» на «Авторадио» рассказал Алексей Польщиков, старший инспектор по особым поручениям технического надзора Управления ГИБДД МВД.
Что в обязательном порядке надо вносить в реестр?
- Аэродинамические обвесы, сабвуферы, усилители и другие звуковые системы;
- необычный размер колес;
- прочный бампер;
- заниженная подвеска.
Установка сцепных устройств, боксов или направляющих не считается тюнингом — но только если соответствующая модель указана в технической документации автомобиля. В других случаях транспортное средство должно пройти обязательную сертификацию. Важно, что согласно поправкам к «ГОСТ 33670-2015 «Транспортные средства одиночные дорожные. Методы экспертизы и испытаний для оценки соответствия», с 1 июля 2021 года одобрение на такой тюнинг можно будет получить в испытательных лабораториях только при личном вождении автомобиля. Удаленное одобрение не работает.
Согласно статье 12.5 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), незаконный тюнинг наказывается штрафом в размере 500 рублей. Однако в следующий раз водителю грозит приостановление регистрации транспортного средства, если он не подтвердит внесенные изменения. В этом случае у него есть 10 дней на обжалование постановления о совершении административного правонарушения.