Автомат или вариатор: что лучше и надежнее?

avtomat-ili-variator-chto-luchshe-i-nadezhnee-f3b7675

Чем вариатор отличается от автомобиля с автоматом, какая из этих трансмиссий эффективнее, а какая надежнее и какую лучше выбрать — отвечаем на самые важные вопросы

Автомат или вариатор: что лучше и надежнее?

Фотография: Toyota

Содержание:

  • Плюсы вариатора
  • Что такое автомат и как он работает?
  • Минусы вариатора
  • Достоинства машины
  • Минусы машины
  • Автоматический вариатор VS. Что лучше?
  • Что такое вариатор и как он работает?

АКПП на автомобилях часто называют общим названием «автомат», однако по принципу действия и конструкции они могут кардинально отличаться друг от друга.

На сегодняшний день существует множество типов автоматических трансмиссий, однако на легковых автомобилях чаще всего используются коробки передач трех типов: классические гидромеханические автоматические трансмиссии, роботизированные трансмиссии и бесступенчатые вариаторы, которые часто называют аббревиатурой CVT.

Конструктивно все они различаются и имеют как достоинства, так и недостатки. Однако прежде всего это были классические автоматы, которые используются в легковых автомобилях более 70 лет.

Впоследствии стали широко устанавливать роботизированные трансмиссии, что долгое время вызывало скепсис у автовладельцев из-за их не очень надежной конструкции. Однако с годами они модернизировались, и кризис недоверия к роботизированным коробкам передач был успешно преодолен.

И вот сейчас бесступенчатые вариаторы, идущие по уже пройденному «роботами» пути, стали набирать все большую популярность в современных машинах. Итак, давайте узнаем, что такое вариатор, как он работает, в чем его достоинства и недостатки, а также насколько он надежнее и лучше классического автомата.

Что такое вариатор и как он работает?

Вариатор — это тип автоматической коробки передач, которая передает крутящий момент от двигателя на колеса и может плавно изменять передаточное число в определенном диапазоне регулирования. Изменение передаточного числа можно производить автоматически, по определенному расписанию или вручную. В автомобильной промышленности этот тип трансмиссии также называют CVT (бесступенчатая трансмиссия).

Автомат или вариатор: что лучше и надежнее?

Фото: Олег Лозовой / РБК

Удивительно, но вариатор был изобретен задолго до обычных «автоматов», но в автомобилях он еще не применялся. Патент на вариатор был выдан в конце 19 века и первоначально использовался для изменения скорости вращения валов на станках.

И первая машина с таким типом трансмиссии появилась только в 1950-х годах. Впервые вариатор начали серийно устанавливать на автомобили DAF, которые в те годы выпускали не только грузовики, но и легковые автомобили. Затем их стали устанавливать на некоторые модели Volvo, а в конце 1990-х — начале 2000-х годов вариатор под маркой Tiptronic использовался на младших седанах Audi. Но по-настоящему большой популярностью пользуются вариаторы только сейчас.

Вариаторы бывают разных типов: клиноременные со шкивами переменного диаметра, цепные, тороидальные. Первый тип — самый распространенный. Итак, давайте посмотрим, как это работает и как работает.

Автомобиль, оснащенный такой трансмиссией, на первый взгляд ничем не отличается от машин с обычной АКПП — здесь всего две педали и переключатель режима трансмиссии с положениями P, R, N, D, аналогично автомобилям с традиционной АКПП коробка передач. Но вариатор работает совсем по-другому, а именно здесь нет фиксированных передач. Изменения передаточного числа происходят не путем «изменения», а плавно и незаметно благодаря ремню или цепи, которые вращаются в разных положениях на специальных конических шкивах.

В зависимости от диаметра шкивов в точке поворота ремня или цепи изменяется также передаточное число и изменяется частота вращения и крутящий момент выходного вала, что дополнительно передает тягу трансмиссиям и колесам. Поэтому при работающем вариаторе нет толчков при трогании с места и тем более «переключения передач».

Автомат или вариатор: что лучше и надежнее?

Фото: Олег Лозовой / РБК

Плюсы вариатора

  • Плавность. Из-за отсутствия переключения передач вариатор обеспечивает более плавный ход, чем другие типы автоматических трансмиссий.
  • Высокая эффективность. Вариатор обеспечивает больший КПД всей силовой установки автомобиля за счет снижения потерь при его эксплуатации. В процентном соотношении этот показатель может быть на 5-10% выше, чем у других типов АКПП.
  • Динамическое ускорение. Благодаря отсутствию смещения в вариаторе, в отличие от других типов трансмиссий, нет прерывания потока мощности, соответственно, разгон автомобилей с такой трансмиссией более динамичный.
  • Рентабельность. Более высокая эффективность также обеспечивает большую эффективность, поэтому вариатор позволяет расходовать меньше топлива, чем автомобили с автоматической коробкой передач, и повышать эффективность автомобиля.

Автомат или вариатор: что лучше и надежнее?

Фотография: Renault

Минусы вариатора

  • Монотонные ускорения. Да, вариатор позволяет машине быть более динамичной, но из-за того же отсутствия коробки передач он не всегда сразу быстро разгоняет машину. Управлять тягой двигателя при обгоне на машине с вариатором сложнее.
  • Сложная электроника. Все современные вариаторы оснащены управляющей электроникой, программное обеспечение которой достаточно сложное. Часто выходит из строя и требует перепрошивки блоков управления.
  • Дорогое обслуживание. В вариаторах используются специальные смазочные материалы, которые требуют замены при техническом обслуживании. Интервал обслуживания этих трансмиссий не очень большой, но масло для вариаторов стоит очень дорого. И, как правило, его не заменяют более дешевыми аналогами, поскольку использование неподходящей смазки может привести к серьезным поломкам и дорогостоящему ремонту.

Что такое автомат и как он работает?

Автоматическая коробка передач — это устройство, механика которого позволяет ему независимо определять наиболее подходящее доступное передаточное число во время движения транспортного средства и переключаться между передаточными числами, обеспечивая упрощенную процедуру запуска для водителя, а также автоматически выполнять переключение передач, регулируя внешнее характеристика частоты вращения двигателя ниже скорости движения, установленной водителем в текущих дорожных условиях.

Автомат или вариатор: что лучше и надежнее?

Фотография: Kia

Гидромеханическая автоматическая трансмиссия содержит два основных элемента: гидротрансформатор и коробку передач. Гидротрансформатор заменяет сцепление, а коробка передач содержит все пары шестерен с постоянным зацеплением. Такая конструкция позволяет получить компактный комплектный механизм, имеющий сразу несколько ступеней.

Гидротрансформатор состоит из двух лопастных машин: центробежного насоса и центростремительной турбины. Между ними находится направляющий аппарат — реактор. Насосное колесо жестко связано с коленчатым валом двигателя, а турбинное колесо жестко связано с валом-шестеренкой. В зависимости от режима работы реактор может свободно вращаться или блокироваться односторонним соединением.

Передача крутящего момента от двигателя к коробке передач осуществляется потоками рабочего тела, которое запускается с лопаток рабочего колеса на турбину. Бывает так, что между двигателем и трансмиссией нет жесткой связи. Это обеспечивает работу двигателя и остановку автомобиля на передаче, а также способствует плавной передаче тягового усилия.

Автомат или вариатор: что лучше и надежнее?

Фотография: Kia

Плюсы автомата

  • Легкое управление. Конечно, с точки зрения удобства запуска и принципа действия для водителя современный вариатор ничем не уступает автоматической коробке передач, однако, благодаря все тем же переключателям, гидромеханическая коробка передач позволяет делать больше доз с точностью тяги и лучше справляется с ускорением при маневрах и обгонах.
  • Простой и удобный сервис. Жидкость для работы гидротрансформатора, которую часто ошибочно называют «масляной», тоже требует специальной. Однако это не так дорого по сравнению со смазкой для вариаторов. К тому же его замена требуется не так часто. Да и электронных компонентов в современных машинах хоть и много, но даже меньше, чем в вариаторе.
  • Высокая надежность. Конструкции классического гидромеханического автомата более 70 лет. За это время он претерпел целый ряд эволюционных изменений и улучшений, поэтому с точки зрения надежности остается одним из лучших решений.

Автомат или вариатор: что лучше и надежнее?

Фотография: Toyota

Минусы автомата

  • Недостаточная динамика. Конечно, современные автоматы работают очень быстро и плавно, однако потери в гидротрансформаторе и небольшие разрывы потока мощности в нем все же сказываются на динамических характеристиках автомобиля, оборудованного такой трансмиссией.
  • Низкая эффективность. Потери мощности и крутящего момента в жидкости гидротрансформатора влияют на эффективность. КПД центрального блока автомобилей с традиционной АКПП даже ниже, чем у автомобилей с МКПП, роботом или вариатором.
  • Повышенный расход топлива. Из-за одинаковых потерь в гидротрансформаторе расход топлива на автомобилях с автоматической коробкой передач обычно всегда немного выше, чем на автомобилях с другим типом трансмиссии.

Что лучше: вариатор или автомат?

на этот вопрос сложно дать универсальный и однозначный ответ, так как каждая из этих трансмиссий имеет свои неоспоримые достоинства и недостатки. Так что окончательный выбор в пользу модели с тем или иным типом АКПП будет зависеть от целей и задач, которые вы перед собой поставили перед автомобилем.

Автомат или вариатор: что лучше и надежнее?

Фото: freepik.com

По техническим характеристикам вариатор по некоторым показателям опережает классический гидромеханический автомат. Это касается и динамики разгона, небольшого расхода топлива и плавности хода из-за отсутствия переключений. В то же время такая трансмиссия капризна в плане управляющей электроники, а также довольно дорога в обслуживании и ремонте при необходимости.

Автомобиль с автоматической коробкой передач не так эффективен, он не предлагает такой же высокий комфорт езды, а расход топлива у автомобилей с такой трансмиссией все же немного выше, чем у аналогичных автомобилей с вариатором. Однако он предлагает гораздо более интересные привычки вождения, обеспечивает лучшую производительность при ускорении, также прост в обслуживании и отличается высокой надежностью.

Если при выборе автомобиля для вас важнее динамика и экономичность, то лучше сделать выбор в пользу вариатора, а если во главу угла ставится надежность, то более подходящим решением будет классический гидромеханический автомат.

Оцените →
( Пока оценок нет )
Билеты ПДД с ответами и комментариями
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: