Автомобили в погонах: от «Остин-Путиловца» до «бардака»

avtomobili-v-pogonah-ot-ostin-putilovca-do-bardaka-36586b3

Хотя автомобиль все еще оставался весьма несовершенным «парафином» и рассматривался многими как техническая диковинка, армии многих стран смогли оценить его потенциал. Вскоре автомобиль был массово взят под охрану.

Автомобили с погонами: от Остина-Путиловича до Бадака

Фото: Науменков Николай / Фотохроника ТАСС

«Остин-Путиловец» для русской армии

С началом Первой мировой войны Российская императорская армия реквизировала множество автомобилей различных производителей, от отечественных «Руссо-Балта» до «Рено» и «Фиатов». Но самыми надежными были те, которые поставляла российскому правительству британская компания Austin, выпускавшая бронеавтомобили с 1914 года. Поскольку в России в то время не было ничего подобного, предложение британцев было принято, и вскоре первые грузовики Austin начали поступать в армию.

3-тонное шасси Austin имело 4-мм броневую палубу с двумя бронированными башнями, каждая из которых была оснащена 7,62-мм пулеметом конструкции Х. Максима. Четырехступенчатая механическая коробка передач и 30-сильный (позже 50-сильный) бензиновый двигатель были сняты с грузовика. Автомобиль весил 2,6-3,5 тонны и мог разгоняться до 40 км/ч на шоссе, но не имел полного привода и был малопригоден для бездорожья.

Автомобили с погонами: от Остина Путиловича до Бадака.

Фото: autowp.ru.

Британия отправила в Россию около ста пятидесяти бронемашин, но из-за растущей загруженности военными заказами Austin и Vickers (бронелисты), Британия предложила отправить в Россию только шасси. Кроме того, отечественный вариант бронеавтомобиля был разработан на Путиловском заводе в Петербурге в 1916 году и получил название «Остин-Путилов». От британского варианта он отличался диагональным расположением пулеметной турели, что позволяло вести огонь «круговым обстрелом». Кроме того, российские инженеры доработали ходовую часть, что положительно сказалось на плавучести.

Автомобили с погонами: от

Фото: autowp.ru.

Однако из-за распада Российской империи и последовавшей Октябрьской революции англичане не спешили с поставками комплектов техники, и «остин-путиловцы» представляли собой небольшое количество бронемашин. С марта 1918 по 1920 год было выпущено всего 33 колесных и 12 полугусеничных машин, которые получили название «Остин-Путиловец-Кегрес». Эти машины принимали активное участие в Гражданской войне и советско-польской войне и оставались на вооружении до начала 1930-х годов, как и бронеавтомобили Austin британской сборки. Бронеавтомобиль британской постройки под названием «Враг капитала», ставший знаменитым благодаря пламенной речи Владимира Ленина 16 апреля 1917 года о скорой и неизбежной победе пролетариата.

Автомобиль с плечевым ремнем: от

Фото: Науменков Николай / Фотохроника ТАСС

БА-10

Советский Союз всегда придавал большое значение развитию бронетехники и бронеавтомобилей, и в 1938 году Ижорский завод начал производство бронеавтомобиля БА-10, который на момент своего создания был одним из самых мощных бронеавтомобилей в мире.

Построенный на шасси трехосного грузовика ГАЗ-АА и оснащенный 85-сильным бензиновым двигателем, он мог разгоняться на шоссе до 90 км/ч, несмотря на вес в 7,5 тонн. Он также мог преодолеть поворот на 0,6 метра и проехать по канаве такой же ширины. Он был оснащен тяжелой броней, аналогичной броне советских легких танков, состоящей из 45-мм пушки и 7,62-мм пулемета. 10-мм броня защищала переднюю часть корпуса и башни, а также борта.

Этот бронеавтомобиль участвовал во всех военных конфликтах конца тридцатых годов, но решающий момент наступил в июне 1941 года. Советские бронемашины по какой-то причине обычно получают плохую репутацию, хотя мало кто обращает внимание на то, что они не использовались по назначению в течение несчастного лета и осени 1941 года. Ими затыкали буквально все дыры, часто бросая их в бой с танками, не предназначенными для этих разведывательных и патрульных машин.

Автомобиль с плечевым ремнем: от

Фото: warriors.fandom.com.

Конечно, они понесли огромные убытки, в основном из-за неграмотного использования. Но когда они использовались по назначению, результаты всегда были очень хорошими. Так, в середине июля 1941 года разведывательная рота 63-го стрелкового полка 21-й армии Центрального фронта, оснащенная двумя бронемашинами БА-10, устроила засаду и полностью уничтожила немецкую колонну под Бобруйском. Умело используя два BA-10, им удалось уничтожить три танка и нанести немцам тяжелые потери артиллерийским и пулеметным огнем. Транспортные средства команды были захвачены, среди них были убитые немецкие офицеры и ценные документы.

Этот инцидент показал, что при умелом использовании BA-10 он может быть эффективным противником и нанести ему значительный ущерб. Однако в первые месяцы войны большое количество BA-10 было потеряно, и к 1944-1945 гг. они в основном хранились в Дальневосточной дивизии. В августе 1945 г. они были успешно использованы в боях против Квантунской армии, после чего все оставшиеся BA-10 были сняты с вооружения.

Автомобиль с плечевым ремнем: от

Великая Отечественная война. Южный фронт. Экипаж советского бронетранспортера БА-10: сержант Э. Эндрексен, сержант В. Посаков, Т. Деренко и пастух Джульбарс. (Фото: Эммануил Евзерихин/фотохроника ТАСС)

БА-64

Во время Великой Отечественной войны самым распространенным бронеавтомобилем Красной Армии был БА-64, разработанный в Горьком в конце 1941 года. Построенный на шасси армейского вездехода ГАЗ-64, он фактически представлял собой бронированный отсек из броневых листов толщиной 6-12 мм, установленный на шасси ГАЗ-64 и оснащенный 7,62-мм пулеметом ДТ.

Он весит 2,3 тонны и оснащен 50-сильным бензиновым двигателем, который позволяет разгоняться на шоссе до 80 км/ч. Экипаж машины состоял из двух человек — водителя и пулеметчика. Его основными преимуществами были низкая стоимость, массовое производство и ремонтопригодность. Производство автомобиля началось весной 1942 года на ГАЗе, и вскоре его можно было встретить практически во всех частях Красной Армии.

Автомобиль с плечевым ремнем: от

Фото: commons.wikimedia.org.

В отличие от 1941 года, бронеавтомобиль не пытался заполнить бреши в линии фронта, а использовался строго по назначению — как разведывательная машина и высокомобильная огневая точка, способная поддержать разведчиков или пехоту пулеметным огнем и быстро выйти из опасности. BA-64 был прост в управлении, и практически любой новобранец с водительскими правами мог освоить его эксплуатацию за короткое время. Этот бронеавтомобиль стал одним из символов победы, пройдя все фронтовые дороги от Сталинграда до Берлина, а его производство прекратилось в 1946 году, когда было выпущено более 9000 машин.

Автомобиль с плечевым ремнем: от

Фото: commons.wikimedia.org

«Бардак» для СССР

В Советской Армии не было более любимого и популярного бронеавтомобиля, чем знаменитый «Бадак» — БРДМ. Разведывательно-дозорная машина была разработана в середине 1950-х годов, а производство БРДМ-1 началось на Горьковском автомобильном заводе в 1957 году.

Главной сильной стороной автомобиля была его отличная проходимость, поскольку помимо полного привода он имел четыре низких колеса с цепной передачей, что теоретически позволяло ему проходить там, где мог пройти только танк. Но с его слабым 85-сильным двигателем 5,6-тонный бронеавтомобиль не всегда мог использовать ту проходимую мощь, которую предполагали его конструкторы. Да и вооружение 7,62-мм пулемета было откровенно слабым. Маловероятно, что такое оружие можно было использовать для «жаления» противника, но к 1966 году ГАЗ произвел более 10 000 БРДМ-1.

Автомобиль с плечевым ремнем: от

Фото: commons.wikimedia.org

Хотя броня в 7-11 мм, способность плавать со скоростью 9 км/ч и способность брать на борт войска из трех человек считались хорошими показателями в 1950-х годах, к концу 1950-х годов конструкторы ГАЗа начали разработку улучшенной версии автомобиля. Он стал известен как БРДМ-2, и его серийное производство началось на ГАЗе в 1963 году.

Горьковские разработчики улучшили абсолютно все ключевые параметры машины: толщина лобовой брони возросла до 14 мм, и теперь ее практически невозможно было пробить в лоб из обычного стрелкового оружия. Мощность двигателя составляла 140 л.с., а максимальная скорость была увеличена до 95 км/ч с плавающей скоростью 10 км/ч. Самое главное, БРДМ получил башню, оснащенную 14,5-мм крупнокалиберным пулеметом Владимирова.

Этот самый мощный в мире пулемет гарантированно поражает легкобронированные цели на дальности 2 км и уничтожает войска противника на дальности 4 км. Не случайно все бронемашины стран НАТО в 1970-х и 1980-х годах были спроектированы таким образом, чтобы выдерживать бронебойные снаряды пулемета Владимирова.

Автомобиль с плечевым ремнем: от

Фото: commons.wikimedia.org

На протяжении двух поколений «Бадак» принимал участие практически во всех военных конфликтах с 1960-х годов по сегодняшний день благодаря массовым поставкам в другие страны. К сожалению, этой машине пришлось воевать на территории бывшего Советского Союза.

В России, хотя машина все еще используется, она была заменена более современным оборудованием. Но он еще долго будет служить в армиях других стран. Это связано с тем, что на рынке оружия до сих пор трудно найти надежную альтернативу, которая была бы одновременно дешевой и простой в использовании. Поэтому в некоторых странах «Хаос», скорее всего, оправдает свою столетнюю историю. Это еще раз доказывает, насколько гениальны и неподвластны времени боевые машины, созданные конструкторами ГАЗа в середине 1950-х годов.

Оцените →
( Пока оценок нет )
Билеты ПДД с ответами и комментариями
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: