Автомат или вариатор: что лучше и надежнее?

avtomat-ili-variator-chto-luchshe-i-nadezhnee-193d444

В чем разница между автоматом и вариатором, какая трансмиссия эффективнее, какая надежнее и что лучше выбрать — вот основные вопросы

Автомат или вариатор: что лучше и надежнее?

Изображение: Toyota

Содержание:

  • Что такое вариатор и как он работает?
  • Преимущества вариатора
  • Преимущества вариатора
  • Что такое автомат и как он работает?
  • Преимущества автомата
  • Недостатки автоматики
  • Автоматический вариатор VS. Что лучше?

Автоматические коробки передач в автомобилях часто обозначаются одним общим названием — автоматические, но они могут кардинально отличаться по принципу действия и конструкции.

Сегодня существует множество типов автоматических трансмиссий, но в легковых автомобилях обычно используются три типа: классическая гидромеханическая автоматическая трансмиссия, роботизированная трансмиссия и бесступенчатая трансмиссия, часто называемая CVT.

Структурно все они отличаются друг от друга и имеют как преимущества, так и недостатки. Однако классические автоматические трансмиссии первыми получили широкое распространение и используются в легковых автомобилях уже более 70 лет.

Впоследствии стали устанавливать роботизированные коробки передач, которые долгое время вызывали скептическое отношение у автовладельцев из-за своей не очень надежной конструкции. Однако с годами они были усовершенствованы, и кризис недоверия к роботизированным передачам был успешно преодолен.

А теперь в современных автомобилях все чаще появляются бесступенчатые вариаторы, которые движутся по той же траектории, что и роботы. Итак, давайте разберемся, что такое вариатор, как он работает, каковы его преимущества и недостатки и насколько он надежнее и лучше по сравнению с классическим автоматом.

Что такое вариатор и как он работает?

Вариатор — это тип автоматической коробки передач, который передает крутящий момент от двигателя к колесам и способен плавно менять передаточное число в заданном диапазоне регулировки. Соотношение можно изменять автоматически, в соответствии с заданной программой или вручную. В автомобильной промышленности этот тип трансмиссии также называют CVT (Continuously Variable Transmission).

Автомат или вариатор: что лучше и надежнее?

Фото: Олег Лозовой / РБК.

Удивительно, но вариатор был изобретен даже намного раньше, чем обычная «автоматика», но в автомобилях он не использовался. Патент на вариатор был выдан в конце 19 века и первоначально использовался для изменения скорости вращения валов в станках.

А первый автомобиль с таким типом коробки передач появился только в 1950 году. Вариаторы впервые были доступны в стандартной комплектации у компании DAF, которая в то время производила не только грузовые, но и легковые автомобили. Затем он устанавливался на некоторые модели Volvo, а в конце 1990-х и начале 2000-х годов вариаторы с торговым названием Tiptronic использовались в седанах Audi более низкого класса. Однако вариаторы получили широкое распространение только сейчас.

Вариаторы могут быть нескольких типов: с ременным приводом и шкивами переменного диаметра, с цепным приводом и тороидальные. Первый тип является наиболее распространенным. Итак, давайте рассмотрим, как он устроен и как работает.

Автомобиль, оснащенный такой коробкой передач, на первый взгляд не отличается от автомобилей с обычным автоматом — есть только две педали, а рычаг переключения режимов коробки передач с положениями P, R, N, D, аналогичен автомобилям с традиционной автоматической коробкой передач. Однако вариатор работает совершенно иначе, а именно, в нем нет фиксированных передаточных чисел. Передаточное число меняется не «перекидыванием», а плавно и незаметно, благодаря ремню или цепи, которые вращаются в разных положениях на специальных конических шкивах.

В зависимости от диаметра шкивов в месте вращения ремня или цепи меняется и передаточное отношение, а также скорость и крутящий момент выходного вала, который затем передает движущую силу на приводы и колеса. Поэтому, когда вариатор работает, нет рывков при старте с места, и нет «переключения передач».

Автомат или вариатор: что лучше и надежнее?

Фото: Олег Лозовой / РБК

Плюсы вариатора

  • Плавная работа. Благодаря отсутствию переключения передач вариатор обеспечивает более плавный ход, чем другие типы автоматических трансмиссий.
  • Более динамичное ускорение. Поскольку в вариаторе, в отличие от других автоматических трансмиссий, не происходит никаких изменений, в потоке мощности нет перебоев, поэтому разгон автомобиля с этой трансмиссией более динамичен.
  • Более высокая эффективность. Вариатор повышает эффективность всей трансмиссии за счет снижения потерь. В процентном выражении это соотношение может быть на 5-10% выше, чем у других типов автоматических трансмиссий.
  • Экономичный. Более высокий КПД означает более высокую производительность, поэтому вариатор потребляет меньше топлива, чем автомат, повышая топливную экономичность автомобиля.

Автомат или вариатор: что лучше и надежнее?

Фото: Renault

Минусы вариатора

  • Монотонное ускорение. Вариаторы делают автомобиль более динамичным, но не всегда быстро разгоняют, из-за того же отсутствия переключения передач. На автомобиле, оснащенном вариатором, сложнее контролировать тягу двигателя при обгоне.
  • Сложная электроника. Все современные вариаторы имеют управляющую электронику — программное обеспечение сложное. Часто он выходит из строя, и блоки управления приходится перепрошивать.
  • Обслуживание стоит дорого. Вариаторы используют специальные смазочные материалы и требуют технического обслуживания. Межсервисные интервалы для этих передач не очень длинные, но масло для вариатора очень дорогое. И вряд ли его заменят более дешевые аналоги, поскольку использование неправильного смазочного материала может привести к серьезным поломкам и дорогостоящему ремонту.

Что такое автомат и как он работает?

Автоматическая коробка передач — это устройство, механика работы которого позволяет водителю во время движения автомобиля автономно определять наиболее подходящее доступное передаточное число и переключаться с одной передачи на другую, обеспечивая водителю упрощенную процедуру запуска, а также автоматическое переключение передач путем адаптации частоты вращения внешнего двигателя к скорости, установленной водителем в текущих условиях движения.

Автомат или вариатор: что лучше и надежнее?

Фото: Kia

Автоматическая гидромеханическая трансмиссия состоит из двух основных компонентов: гидротрансформатора и коробки передач. Гидротрансформатор заменяет сцепление, а коробка передач содержит все пары шестерен в фиксированном зацеплении. Благодаря такой конструкции получается один компактный, полный механизм, в котором одновременно работают несколько этапов.

Гидротрансформатор состоит из двух лопастных машин: центробежного насоса и центробежной турбины. Между ними находится направляющий аппарат — реактор. Насосное колесо жестко связано с коленчатым валом двигателя, а турбинное колесо — с валом коробки передач. Реактор, в зависимости от режима работы, может вращаться свободно или блокироваться односторонней муфтой.

Передача крутящего момента от двигателя к коробке передач осуществляется за счет потока рабочей жидкости, которая выбрасывается лопастями насосного колеса на турбинное колесо. Это обеспечивает отсутствие жесткого сцепления между двигателем и коробкой передач. Это обеспечивает работу двигателя и остановку автомобиля при включенной передаче, а также способствует плавной тяге.

Автомат или вариатор: что лучше и надежнее?

Фото: Kia

Плюсы автомата

  • Простота в эксплуатации. Конечно, с точки зрения удобства запуска и принципа работы для водителя современный вариатор не уступает автомату, но за счет все тех же передаточных чисел гидромеханическая трансмиссия позволяет более точно дозировать тягу и лучше справляется с ускорением при маневрах и обгонах.
  • Обслуживание простое и понятное. Жидкость гидротрансформатора, которую часто ошибочно называют «маслом», также требует специализированных жидкостей. Однако по сравнению со смазкой для вариаторов она не такая дорогая. Кроме того, его не нужно так часто менять. Кроме того, в современной автоматической коробке передач меньше электронных компонентов, чем в вариаторе.
  • Высокая надежность. Классическому гидромеханическому автомату уже более 70 лет. За это время она претерпела целый ряд эволюционных изменений и усовершенствований, благодаря чему до сих пор остается одним из лучших решений с точки зрения надежности.

Автомат или вариатор: что лучше и надежнее?

Фото: Toyota

Минусы автомата

  • Недостаточная динамика. Конечно, современные автоматические трансмиссии работают очень быстро и плавно, но потери в гидротрансформаторе и небольшие разрывы в потоке мощности все равно влияют на динамические характеристики автомобиля, оснащенного такой трансмиссией.
  • Низкая эффективность. Потери мощности и крутящего момента в жидкости гидротрансформатора влияют на эффективность. Эффективность трансмиссии в автомобилях с обычными автоматическими коробками передач все еще ниже, чем в автомобилях с механическими, роботизированными или вариаторными коробками передач.
  • Повышенный расход топлива. Из-за потерь, вызванных гидротрансформатором, автомобили с автоматической трансмиссией потребляют немного больше топлива, чем автомобили с другими типами трансмиссий.

Что лучше: вариатор или автомат?

Трудно дать универсальный и однозначный ответ на этот вопрос, поскольку каждая из этих передач имеет как свои явные преимущества, так и недостатки. Таким образом, окончательный выбор в пользу модели с тем или иным типом автоматической коробки передач будет зависеть от целей и задач, которые вы ставите перед автомобилем.

Автомат или вариатор: что лучше и надежнее?

Фото: freepik.com

По техническим характеристикам вариатор в некоторых отношениях опережает классический гидромеханический автомат. Это касается динамики разгона, низкого расхода топлива и плавности хода благодаря отсутствию переключения передач. В то же время эта трансмиссия капризна в отношении управляющей электроники, а также довольно дорога в обслуживании и ремонте при необходимости.

Он не так эффективен, не обеспечивает такой же плавный ход, а его расход топлива все еще немного выше, чем у аналогичных автомобилей с вариаторным двигателем. Однако он обеспечивает более интересную езду, лучше справляется с разгоном, проще в обслуживании и надежнее.

Если для вас важнее динамика и экономичность, то лучшим выбором будет вариатор, а если на первом месте стоит надежность, то больше подойдет классический гидромеханический автомат.

Оцените →
( Пока оценок нет )
Билеты ПДД с ответами и комментариями
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: