Как камеры штрафуют за фары. Что надо знать, чтобы не получить штраф

kak-kamery-shtrafujut-za-fary-chto-nado-znat-chtoby-ne-poluchit-shtraf-8b0c255

Камеры в Москве научились распознавать не включенные фары. Технология популярна во многих регионах. Разработчики и юристы рассказали, как нейросеть видит, что фары не включены, могут ли быть ошибки и как оспорить постановление

Как штрафовать камеры для фар. Что вы должны знать, чтобы избежать штрафа

Изображение: дорожная полиция

В Москве распространилась практика, когда сотрудники ГИБДД выписывают штрафы за неосвещенные фары автомобилей. Об этом сообщили в столичном департаменте транспорта. Если камера сфотографирует автомобиль без включенных ближнего света или дневных ходовых огней, владелец получит штраф. Согласно статье 12.20 КоАП «Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки», езда без ближнего и дальнего света фар наказывается штрафом в размере 500 рублей. В течение первых 20 дней после регистрации действует скидка 50%.

По данным ГИБДД Москвы, комплекс был установлен на Ростокинском проезде напротив дома 3, стр. 3. За три дня работы, с 17 октября, сотрудники отправили нарушителям 15 «цепей».

Дептранс и ГИБДД пообещали, что каждый материал будет проверяться вручную. Они также напомнили, что большинство современных автомобилей включают фары автоматически. Другим водителям было рекомендовано тщательно контролировать работу оптических приборов.

Где еще камеры штрафуют за неработающие фары

По данным МВД России, практика устранения подобных нарушений ранее была начата в следующих регионах:

  • Крым;
  • Самарская область;;
  • Нижегородская область;
  • Кемеровская область;
  • Тамбовская область.

В свою очередь, как пояснил в интервью Autonews.ru Сергей Ласкин, представитель одной из компаний-разработчиков таких устройств, Astralab, в этой технологии также заинтересованы местные власти и ГИБДД в следующих регионах:

  • Ульяновск;
  • Красноярск;
  • Омск;
  • Иркутск;
  • Тверь;
  • Кабардино-Балкария;
  • Волгоградская область; Ивановская область;
  • Ивановская область; Ивановская обл;
  • Владимирская область; Владимирская область;
  • Кострома.

В то же время ранее МВД России ответило порталу Autonews.ru, что дела об административных правонарушениях по статье 12.20 КоАП РФ стали рассматриваться в автоматическом режиме только в некоторых регионах России. Поэтому говорить о текущей правоприменительной практике пока рано.

Как камеры штрафуют фары. Что вы должны знать, чтобы избежать штрафа

Водительские фары или дневные ходовые огни необходимы для безопасности дорожного движения — автомобиль с ними лучше виден в любую погоду. (Фото: Autonews.ru)

Как нейросеть понимает, что фара не горит

Технология, способная наиболее достоверно определить, включены или выключены фары, достаточно сложна, пояснил участник отрасли Сергей Ласкин.

«Например, когда металлический автомобиль едет днем при ярком солнечном свете, трудно точно определить, включены ли фары или просто отражают солнце». — Ласкин сказал. — В конце концов, камера может обнаружить яркое свечение вокруг автомобиля. Но точно ли это фары? И в этом заключается работа нейронной сети. Именно он находит фары и проверяет, есть ли яркий свет в фарах или нет.

Ласкин уверен, что нейронной сети не составит труда определить точное местоположение фар. Он напомнил, что некоторые камеры с помощью нейронной технологии уже способны определять тип транспортного средства и даже модели автомобилей.

«Нейронная сеть работает по принципу подобия — мы показали ей, условно говоря, 20 разных фар под 20 разными углами. И если вы покажете ей в 21-й раз новую фару, которая еще не была включена в обучение набора данных, нейронная сеть все равно поймет, что этот объект очень похож на фару. Камера сообщит, что она не уверена на 100%, так как не видела такой сигнатуры раньше. Но он сообщит вам, что видит сходство с несколькими образцами». — добавил собеседник.

По словам Ласкина, такая технология может работать как днем, так и ночью. Он пояснил, что высококачественные изображения можно получать в любое время суток, но признал, что ночные снимки будут более «доказательными для дорожной полиции и судов». В то же время, если днем это скорее педагогическая мера, то в темное время суток детальное нарушение может оказаться критическим и потребуется ремонт, считает эксперт.

«Неработающие днем фары не так опасны для участников дорожного движения. Однако езда в длинном темном туннеле без включенных фар в дневное время может привести к аварии». — говорит Ласкин. — Но ночью вы просто не можете ездить без света. Например, при повороте или обгоне водители ориентируются по фарам других автомобилей. Иначе вы ничего не видите в зеркалах, выезжаете на обочину, и через мгновение вас сбивает другой водитель, который забыл включить фары или они просто не работают.

Как камеры штрафуют фары. Что нужно знать, чтобы не получить штраф

Нейронная сеть способна быстро обучаться: чем больше изображений моделей фар ей показывают, тем выше будет ее точность. (Фото: Autonews.ru)

Ласкин также отметил, что неоднократно читал в автожурналах о водителях, которые, как правило, не включают дневные ходовые огни или даже ближний свет фар, чтобы сэкономить на бензине.

В свою очередь, Кирилл Андреев, генеральный директор компании «ТрансСофт Телематика», добавил, что нейронная сеть скорее определяет, что изображение, снятое на камеру, можно отнести к «изображению автомобиля с включенными фарами» или нет, в зависимости от наличия и соотношения определенных элементов на изображении. По его словам, нейронная сеть анализирует миллионы различных связей между точками и частями каждого изображения, чтобы принять окончательное решение.

«Использование нейронных сетей для классификации изображений — довольно популярный подход. В данном случае идея заключается в том, чтобы отнести изображение автомобиля к одному из классов: «с включенным светом» и «с выключенным светом». — Андреев объяснил.

Может ли нейросеть ошибиться

При анализе изображений с камер нейронная сеть может столкнуться с двумя типами ошибок, рассказал Андреев Autonews.ru. Первый — когда нейронная сеть регистрирует автомобиль с включенными фарами как ложное правонарушение. Это означает, что водитель ничего не нарушил и будет вынужден оспаривать такой штраф. Ошибки второго типа — когда нейронная сеть, наоборот, считает, что нарушитель с выключенными фарами едет в рамках правил и фары включены.

«Чтобы эта система работала, важно уменьшить количество ошибок первого типа, иначе уровень доверия к ней будет низким», — говорит эксперт. Для большинства систем этого класса общая точность обнаружения в этой задаче составляет 90-95%. Другими словами, участие человека в принятии окончательного решения обязательно».

Эксперт также отметил, что со временем нейросеть сможет лучше снимать оптику, забрызганную грязью или залепленную снегом. Однако безупречная работа без оператора все равно будет невозможна.

Как камеры освещают фары. Что нужно знать, чтобы не получить штраф

Суровые погодные условия, такие как снег или грязь, могут представлять серьезную проблему для нейронных сетей при обнаружении неисправных фар. (Фото: Autonews.ru)

Среди проблем Андреев также назвал узкие фары, которые создают пучок света с минимальным углом расхождения вверх. Они могут недостаточно «светить» в камеру, чтобы нейронная сеть поняла, что фара работает. Кроме того, на камеру могут падать блики от маски.

Когда можно оспорить штраф за фары

Не обязательно, чтобы фотоматериал был сделан только ночью, чтобы служить доказательством вины водителя, говорит адвокат Дмитрий Дугин. По его словам, если на фотографии четко видно, что фары не включены, это будет основанием для выписки штрафа. В то же время Дугин назвал такое наказание для очень ленивых, которые забывают включить дневной свет.

«Иногда водитель может просто не знать, что его фары неисправны. Если у него нет отдельного устройства для включения дневных ходовых огней, он может просто не заметить, что его фары выключены». — пояснил адвокат.

Дугин также отметил, что могут произойти аварийные сбои.

«Я сам пережил ситуацию, когда ксенон в моей машине замерз, и одна фара погасла прямо на дороге. Я быстро заехал на станцию техобслуживания, и тут же погасла вторая. В результате передней оптики нет, только дневные ходовые огни. И это действительно страшно. Но мне нужно было ехать дальше — не стоять на автостраде. И один и тот же инспектор ГИБДД может по-разному интерпретировать ситуацию. Это разные вещи, когда я еду по автостраде в другом городе, и разные, когда я еду на ремонтную станцию в нескольких километрах от него». — объясняет эксперт.

Если вы будете оштрафованы в таком случае, по словам адвоката, вам будет трудно доказать свою невиновность.

Оцените →
( Пока оценок нет )
Билеты ПДД с ответами и комментариями
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: