Для чего нужен ремень ГРМ, как определить, что он скоро потребует замены, что произойдет в случае его обрыва — и сколько это все стоит
Изображение: Shutterstock
Ремень ГРМ отвечает за синхронизацию коленчатого и распределительного валов. Это делает синхронизацию двигателя идеальной: клапаны открываются и закрываются в абсолютно одинаковые моменты времени, что соответствует положению поршня.
Например, когда топливо воспламеняется в цилиндре, поршень движется вниз и вращает коленчатый вал, который через зубчатый ремень синхронно вращает распределительные валы, приводя в движение клапаны: впускные клапаны закрываются, а выпускные открываются в следующем цикле, когда поршень движется обратно. Это касается всех четырех ударов.
Если этот процесс рассинхронизирован, работа двигателя может нарушиться: могут возникнуть проблемы с запуском, вибрация, пробуксовка, потеря мощности и другие подобные симптомы. Это происходит, когда ремень растягивается и зубья ремня перескакивают через шкивы относительно правильного положения.
Наихудшим вариантом развития событий является отказ ремня ГРМ. В этом случае клапаны останавливаются в одном положении, а коленчатый вал продолжает вращаться по инерции, приводя поршни в соприкосновение. Чаще всего повреждаются сами клапаны и поршни, но также могут быть повреждены головка блока цилиндров, коленчатый вал и даже блок двигателя. Словом, порванный ремень может привести к очень дорогостоящему ремонту — хотя на некоторых двигателях поршни имеют специальные углубления для предотвращения контакта с толкателями клапанов. В этом случае все повреждения могут сводиться к самому ремню.
Неисправность ремня ГРМ может привести к очень дорогостоящему ремонту двигателя. (Изображение: Shutterstock)
Как понять, что нужно менять ремень ГРМ
Визуально оценить состояние ремня непросто — в большинстве автомобилей он спрятан под кожухом, и сделать это без разборки невозможно. Но если двигатель начинает работать неравномерно, это может быть одним из реальных симптомов. Косвенными признаками также могут быть тикающие и щелкающие звуки из-под капота, дым из выхлопной трубы, утечка масла или охлаждающей жидкости из-под капота. Все эти случаи не обязательно свидетельствуют об износе ремня ГРМ, но требуют ранней диагностики специалистом сервисного центра.
Лучше всего проверить пробег автомобиля и время, прошедшее с момента последней замены ремня. Эти цифры значительно варьируются не только в зависимости от марки автомобиля, но и от модели его двигателя, диапазон составляет от 50 000 до 150 000 километров пробега, или от 5 до 10 лет службы. В таблице приведены некоторые примеры, взятые из заводских рекомендаций.
Модель Срок службы, тыс. км Lada Vesta 90,000 Renault Logan 90,000 Volkswagen Polo 75,000 Audi A4 120,000 Chery Tiggo 5 60,000 Mitsubishi Outlander 90,000 Volvo S60 120,000 Subaru Forester 100,000 Range Rover Evoque 130,000
Более того, многие современные клапанные механизмы приводятся в движение не армированным резиновым ремнем, а металлической цепью — в список марок с такими двигателями входят УАЗ, Hyundai, Kia, Toyota, BMW, Mazda и другие. Цепь гораздо меньше подвержена износу и служит 150 000 километров — а некоторые производители утверждают, что замена не потребуется в течение всего срока службы автомобиля.
Многие современные коробки передач приводятся в движение металлической цепью, а не армированным резиновым ремнем. (Изображение: Shutterstock)
Как поменять ремень ГРМ
Самостоятельная замена ремня ГРМ — это очень трудоемкая процедура, требующая частичной разборки двигателя и ГРМ и включающая в себя несколько мелких деталей — в частности, точное расположение меток на шкивах и правильную регулировку натяжителя. Поэтому не рекомендуется выполнять эту операцию без твердых навыков — последствия могут быть фатальными для двигателя.
Лучше обратиться в официальный или авторизованный сервисный центр — тем более что во многих компаниях замена ремня ГРМ входит в перечень плановых работ при регламентном обслуживании. Цены обычно колеблются от 10 до 30 тысяч рублей, включая запасные части, а вся процедура занимает несколько часов.
Экономия на запасных частях крайне нежелательна. Во-первых, они должны быть оригинальными, а во-вторых, замене подлежит весь комплект: в зависимости от двигателя и заводской процедуры он включает сам ремень, один или несколько роликов, болты и насос охлаждающей жидкости.
Не имея серьезных навыков, самостоятельно заменять ремень ГРМ не рекомендуется — последствия могут быть фатальными для двигателя. (Изображение: Shutterstock)