Уже в 2022 году региональные власти получат часть полномочий дорожной полиции по наложению штрафов с помощью камер контроля скорости. Так распорядился президент Владимир Путин. Это окажет серьезное влияние на водителей в крупных городах
Изображение: Shutterstock
К 1 июня 2022 года эти организации должны получить часть полномочий дорожной полиции по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области дорожного движения. Такое распоряжение издал президент Владимир Путин. Как объясняют эксперты, в настоящее время сотрудники дорожной полиции не успевают обрабатывать все автоматические исправления нарушений правил дорожного движения, сделанные дорожными камерами. Местные власти могут помочь им в этом. Но что останется неизменным, так это право выписать штраф или постановление о лишении прав при личной остановке.
Для чего оформление штрафов ГИБДД с камер отдадут местным властям
Количество комплексов, а значит и количество нарушений, будет расти. И сейчас правительство не говорит об увеличении числа сотрудников дорожной полиции для обработки изображений. В 2020 году количество заказов, выданных на основе данных автоматических комплексов, увеличилось на 20% по сравнению с 2019 годом и превысило 145,5 млн.
По данным Министерства внутренних дел, подавляющее большинство правонарушений связано с превышением скорости — было вынесено около 124 миллионов таких постановлений. По данным ГИБДД, в 2020 году на дорогах действовало 15 000 стационарных и 3 600 мобильных комплексов для автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения.
А в будущем их станет еще больше: согласно планам Министерства транспорта, в рамках программы «Безопасные и качественные дороги» (SPQR), количество камер достигнет примерно 18 000 единиц в 2024 году. В то же время количество единиц, которые могут быть зарегистрированы одним комплексом, постоянно увеличивается. Например, одна и та же камера может зафиксировать превышение скорости, движение по обочине или проезд на красный свет, или даже непристегнутые ремни безопасности и разговор по телефону. По мнению экспертов, опрошенных Autonews.ru, все такие записи должны будут обрабатываться большим количеством сотрудников.
Григорий Шухман, эксперт по фото-видео фиксации, рассказал нам. «Если раньше это были в основном фиксированные скорости, то сейчас доступно 20-30 различных композиций. Вы просто должны заплатить за лицензию на конкретный состав поставщика, если он не является частью стандартной функциональности». — считает Шухман. — У дорожной полиции не хватает времени на обработку растущего количества материалов. У ГАИ ограниченное количество сотрудников, которое она не может увеличить по своему желанию. Я думаю, что из-за этого некоторые материалы просто сгорают из-за истечения срока давности. Дорожная полиция не готова просто штамповать кучи штрафов без какого-либо контроля.
Фото: Илья Щербаков/ТАСС
По мнению эксперта, это нововведение в первую очередь коснется водителей в городах-миллионниках — ведь часть зафиксированных правонарушений просто сгорит. С новыми полномочиями регионы смогут улучшить ситуацию.
Какие составы нарушений при фиксации камерами заберут у ГИБДД
Он был инициирован московскими властями, которые настаивали на таких изменениях в течение многих лет. По данным мэрии Москвы, ГИБДД не справляется со сбором штрафов в полном объеме: бывший депутат Вячеслав Лысаков заявил об этом в 2015 году. В том же году был подготовлен законопроект о передаче части полномочий ГИБДД органам исполнительной власти города федерального значения Москвы. Госдума приняла документ в первом чтении в 2017 году, но с тех пор он оставался неизменным.
Законопроект предлагает передать 38 составов административных правонарушений, которые находились в ведении ГИБДД, в ведение местных органов власти. К ним относятся:
- Выезд на встречную полосу в неразрешенных местах;
- Несоблюдение указателей;
- Проезд на красный свет;
- Невыполнение требования уступить дорогу движущемуся транспортному средству или транспортному средству со специальными световыми и звуковыми сигналами;
- Превышение скорости.
Однако в 2013 году московские власти смогли взять на себя часть полномочий благодаря поправкам в Кодекс об административных правонарушениях и отдельным соглашениям с МВД. В настоящее время в столице выписыванием штрафов за нарушение правил парковки в зоне действия знаков «стоянка запрещена» и «парковка запрещена», за парковку транспортных средств на газонах, а также за неоплату парковки занимаются сотрудники Управления московских парковочных мест и Московской административной дорожной инспекции.
Фото: AGN Moskva
Что означает передача полномочий и кто будет штрафовать
По мнению опрошенных экспертов, передача ответственности ГИБДД в части управления определенными административными структурами означает, что решения будут приниматься исключительно региональными властями. Исключается совместная работа, когда, например, нарушения правил дорожного движения определяются и проверяются сотрудниками дорожной полиции совместно с представителями муниципальных органов власти. Стоит напомнить, что в Москве подавляющее большинство нарушений ПДД фиксируется камерами Центра организации дорожного движения (ЦОДД) — специалисты центра просматривают все записи и передают их в ГИБДД для исполнения. Как отметил Шухман, эта система не предусмотрена КоАП.
«КоАП не предусматривает никакой промежуточной обработки фиксаций. Поэтому совместная обработка с дорожной полицией не предусмотрена. У дорожной полиции просто не будет полномочий управлять этими поправками. Другими словами, нельзя будет делегировать полномочия, но при этом участвовать в выработке решений. Либо у них есть власть и администрация, либо у них нет власти и нет закона». — Шухман сказал.
Сколько фиксаций сейчас сгорает
Конструкторы дорожных камер и люди, знакомые с работой ФАГС на местах, рассказали Autonews.ru, что во многих регионах автоматические записи сейчас рассматриваются условно — инспекторы не изучают материал.
«Когда водитель получает постановление, подписанное инспектором, скорее всего, он его даже не видел». — Представитель «Технологии распознавания» Сергей Кусов сказал. — Этот инспектор только накладывает свою резолюцию, а предварительные материалы были направлены ему другими офицерами. В то же время в большинстве городов России на федеральных и региональных дорогах нет такого количества камер, как в Москве и Московской области. Поэтому инспекторы там не перегружены бумажной работой».
Кусов предположил, что передача компетенций в эту часть администрации позволит быстрее внедрять инновации, требующие утверждения. Например, установление новых правонарушений. Однако он предупредил, что некоторые местные власти будут заинтересованы в работе с захватом изображений только в том случае, если дорогостоящее оборудование окупит себя.
Фото: Константин Кокошкин / Global Look Press
Сергей Ласкин, представитель компании Astralab, сомневается, что нововведение принесет значительные изменения. Он убежден, что система будет эффективной только в том случае, если будет создан единый передовой центр для обработки всех судебных решений со всей России. Эксперт пояснил, что перенастроить поток данных с камер в один центр очень просто. И он подчеркнул: эта информация должна обрабатываться абсолютно незаинтересованными сотрудниками, которые будут нести ответственность в случае раскрытия персональных данных водителей.
«Недавно я наблюдал такую картину. Крупный мегаполис с большим количеством камер. Все штрафы идут в FACA. Как выглядит работа сотрудника: утром он включает компьютер, долго ждет, пока он включится и загрузится. Программа, обрабатывающая приговоры, выдает ему список новых нарушений за день: 15 000 нарушений. Согласно правилам, он должен ввести каждый документ, проверить его и только потом вынести решение. Вместо этого сотрудник нажимает кнопку «выбрать все» и идет обедать, пока компьютер сверлит его. А потом, не глядя, решает написать постановление. Иначе ему никогда не перебраться через эту гору. Со всем этим оборудованием. Этот случай очень серьезный, но не уникальный», — сказал Ласкин.
Эксперт предположил, что от увеличения численности гражданского персонала выиграют только регионы с сильной технической базой, и сказал, что без централизации процесса изменений не будет.
Источник: https://www.autonews.ru/news/6193df2d9a79477e91e37235